Немного предыстории... Примерно за 14 лет, что я увлекаюсь CG, и за последние 5, которые были посвящены именно анимации, я видел довольно много плохой анимации) И, пожалуй, большая её часть приходилась именно на 3D.
Почему так? Наверное, очень легко поддаться соблазнительной мысли, что компьютер все может сделать за тебя. Щелк по кнопочке — и кадр готов, поставил следующий — и между ними уже есть движение! Я — аниматор!
Эээм... нет. Взяв в руки карандаш, вы ещё не стали художником, а нажав клавишу на фортепиано, не превратились в музыканта. Здесь тот же принцип. Но интернет полон вязкой, плавающей, стреляющей, абсолютно нерабочей и непривлекательной анимации. И зачастую, эти ошибки видны далеко не всем, а авторы уверены, что все хорошо и это их «стиль».
В конце 2015 я не получил нужных знаний и с разочарованием покинул одну из анимационных школ. После некоторых поисков набрел на дружелюбное и профессиональное сообщество AnimationClub, сильно удивившись совершенно другому подходу и отношению к студентам. А сегодня, являясь куратором 3D направления, я хочу рассказать о процессе обучения и принципах школы изнутри — чем же меня так зацепили, и почему я сам остался здесь)
Обратная связь
Без преувеличения можно сказать, что это на курсах — самое важное. Да, у нас есть хороший записанный материал, подготовленные лекции и уроки, которые постепенно выдаются в процессе обучения, но это было бы намного менее эффективным без возможности задавать вопросы преподавателю, группе, разбора именно твоей работы по косточкам и бонусом — ошибок одногруппников, на которых ты тоже учишься. Вспоминая бесчисленные уроки Digital Tutors (помните их? =)), когда идешь-идешь по туториалу, и вдруг где-то что-то не сошлось… Дальше не сдвинуться, а спросить не у кого. После этого обучение в стиле «вопрос — четкий ответ» очень радует.
Специалист из индустрии
Важно то, что преподаватель любого курса — обязательно практикующий специалист, известный в своей области, с опытом работы не менее 5 лет (на самом деле у нас все намного более опытные). А большая часть преподавателей и вовсе уже супервайзеры и лид-аниматоры. Судите сами — Арсений Тургулайнен — Senior Animator в Waterproof Studios, Алексей Медведев — Lead Animator в Main Road Post, Дмитрий Колпаков — бывший Lead 3D Animator в Plarium (ныне фрилансер), Глеб Ясиницкий — супервайзер анимации в Social Quantum, Владислав Калинин — Freelance 3D Animator в студии «Паровоз», Александр Магомедов — Senior Animator в Saber Interactive. Именно поэтому, они смогут вам рассказать о тонкостях анимации, работе в студиях, требованиях и подводных камнях изнутри. И подходят они к этому не формально, а с заботой и терпением.
Качество, а не скорость
Анимация — это удел достаточно терпеливых людей. Задания полируются на курсах тщательно, все мелочи и детали разбираются досконально. Потому что торопиться вы сможете потом — на производстве, с заказчиками и т.д. Но торопится уже уверенно, не наступая на грабли, а наращивая скорость и мастерство. Для этого же в школе добавлена система оценок, по которой, не выполнив задания, вы не проходите в следующий класс. Это, если честно, невыгодно для школы, зато очень хорошо для качества обучения. Мы стараемся выпускать хороших аниматоров.
Цели
Совсем недавно мы выкладывали деморил бывшего нашего ученика — Никиты Павлова, который трудился над такими проектами, как «Фантастические твари 2», «Тор: Рагнарёк», «Темные начала». И время от времени с гордостью слышим, как кто-то из наших учеников поработал на полном метре или прочно осел в сериалах, добился признания в игровой индустрии.
Конечно нечестно будет сказать, что по выходу из школы — вы уже крутой аниматор, которого везде оторвут с руками. Такая позиция потребует много самостоятельной работы, усилий, опыта — в целом, как в любой другой сфере. Однако же вполне реальна и достижима, ограничить себя можете только вы сами. В нашей школе точно есть люди, которые преодолели рамки, вышли на высокий уровень профессионализма. Преподаватели (бывшие и нынешние)— Марат Давлетшин (Disney), Иван Павлов (Framestore), Ольга Паршина (Blizzard), Джозеф Холмарк (Dreamworks) и др.
Мы же стараемся со своей стороны подготовить Junior аниматоров, которые будут готовы к работе на производстве. И здесь стоит упомянуть о нововведении, которое возможно станет постоянным.
Стажировка
После окончания 4-ого класса мы считаем, что студент готов попробовать свои силы в сериальной анимации, для чего договариваемся со студиями о стажировке. По желанию такая возможность у вас будет — проявить себя, а возможно и там же трудоустроиться. И как выяснили буквально вчера, будем стараться сделать стажировку оплачиваемой)
Пробежимся по основным этапам обучения:
1 класс (Основы)
Знания этого класса — фундамент правильной анимации. Первичная и вторичная, тайминг и спейсинг, ритм, масса, вес, ключевые позы — все это невероятно важно понимать для красивой и привлекательной анимации. И это именно то, чего самоучкам в интернете так сильно не хватает.
Без соблюдения этих принципов не добиться правильных чувств у зрителя, не удастся заставить его верить и сопереживать герою. Потому что наш мозг очень внимательно следит за естественностью движения, наши глаза и память постоянно фиксируют что и как происходит в мире вокруг нас. И когда мы видим несоответствие определенным законам, это вызывает у нас лишь дискомфорт и недоумение. В этом классе учат, как избегать таких ошибок и закладывают основу профессионализма.
2 класс (Введение в механику тела)
Здесь происходит логическое разделение на разные области — мультфильмы и игры. В игровой анимации больший упор на специфичные движения и циклы, в сериальной и полнометражной анимации — на отыгрыш и передачу эмоций. Но и там, и там основа одна — механика тела.
На примере антропоморфных персонажей разбирается как двигаются части тела, точки опоры и рычаги, как правильно снимать и использовать референсы, передача эмоций в движении, выразительные позы. И уже не только в учебных заданиях, но и на примере шотов из реальных мультфильмов.
3 класс (Инсценировка)
Начатые во 2-ом классе разветвления продолжаются, только уже глубже и намного сложнее. На основном курсе это задание «Побег» с большим кол-вом движений и экшена. А также помимо самой анимации рассматривается основы композиции, монтажа, работа с камерой, динамикой и переходами.
В классе продвинутой игровой анимации раскрываются секреты упрощения и ускорения работы на производстве, раскрываются тонкости реальных пайплайнов и задач в геймдеве. А также создается эффектная игровая анимация. Третьи классы становятся зрелищными в силу того, что ученики больше концентрируются уже на идее, а не техническом исполнении, которое отточили в предыдущих классах.
4 класс (Лицевая анимация)
К этому моменту работа с телом усвоена и наступает очередь более тонких материй — эмоций на лице, анатомии, психологии, реакции и правильной подачи на камеру. Здесь также очень много технических деталей и тонкостей могут помешать выразить именно то, что вы задумали. На курсе рассматривается липсинк и работа всех сегментов лица по отдельности и вместе.
5 класс (Актерское мастерство)
Класс, который уже не является обязательным, но непременно содержит что-нибудь очень крутое. Это практические знания от разных топовых аниматоров таких, как Марат Давлетшин (Disney Animation Studios), Джозеф Холмарк (Dreamworks) и сегодня на очереди старт свежего курса — актерское мастерство от Ольги Паршиной (Blizzard).
Программа строится индивидуально под студента, чтобы подтянуть те навыки, которые слабее остальных. По умолчанию же предстоит работа над мелкими деталями и глубинной проработкой характера и образа персонажа.
Ну и напоследок просто некоторые работы наших студентов за год. Очень небольшая часть) Если вас заинтересовали наши курсы, то подробнее о них можно узнать и записаться здесь.
Автор статьи: Львов Александр (куратор направления «3D анимация в AnimationSchool)
Если вы хотите изучить 3D анимацию под руководством опытных преподавателей, работающих в индустрии не один год, приглашаем вас на наши курсы.
Мы обучаем не только новичков, впервые открывших 3D программу, но и помогаем прокачать навыки аниматорам среднего и продвинутого уровня.
Жмите сюда, чтобы узнать подробнее о курсах 3D анимации
>>> Практикуйтесь по бесплатному мастер-классу Первая 3D анимация новичка
авторизуйтесь