Приветствую! Наверняка, вы интересуетесь какой софт лучше выбрать, и где его достать. Эта статья написана для новичков, которые только прикасаются к миру компьютерной графики и направлена как на 3D, так и на 2D.
3D ПАКЕТЫ
Прежде всего, нужно понять, чем вы планируете заниматься, это касательно 3д-графики:
1. Анимацией
2. Моделингом – созданием 3х-мерных моделей (персонажи, объекты).
3. Риггингом – настройкой уже готовой модели под анимацию.
4. Текстурингом – парная часть моделинга. Наделить модель цветом и некой фактурой (подразумевает также настройку свойств материалов — прозрачность, отражения, шероховатость и пр.);
5. Рендером – визуализацией конечной картинки для последующей работы над ней.
Мы остановимся на “анимации”, так как статья направлена на это направление. Для анимации есть много хороших пакетов:
Бесспорными фаворитами в 3х-мерной анимации являются Autodesk Maya и 3DS MAX. После них идут быстро набирающий популярность Blender, Cinema 4D и ныне необнавляющийся Autodesk Softimage.
Autodesk Maya – очень мощная программа с богатой историей. Среди профессиональных 3D-художников данный пакет используется чаще других. Этот трехмерный редактор взят за основу такими крупными студиями, как Pixar, WaltDisney, Dreamworks и другими.
В программе есть всё, что необходимо для создания трехмерной графики. Maya позволяет пройти все этапы создания 3D — от моделирования и анимации до текстурирования, композитинга и послойного рендеринга. Этот трехмерный редактор позволяет имитировать физику твердых и мягких тел, просчитывать поведение ткани, эмулировать текучие эффекты, они же флюиды, позволяет детально настраивать прическу персонажей, создавать сухой и мокрый мех, анимировать волосы и т. д. Визитной карточкой программы является модуль PaintEffects, который дает возможность рисовать виртуальной кистью такие трехмерные объекты, как цветы, трава, объемные узоры и прочее. Программа довольно сложна в освоении, что компенсируется большим количеством уроков по данному редактору. Кроме того, Maya очень удобна в работе.
Autodesk 3ds Max – ничуть не уступает свой “сестрице” Maya. В 3ds Max есть большое количество инструментов, необходимых при моделировании самых разных архитектурных проектов.
При всей своей сложности 3ds Max легко изучается, а нехватка какого-либо специфического инструмента с лихвой компенсируется большой базой дополнений — плагинов, существенно расширяющих стандартные возможности приложения. 3ds Max дает возможность очень гибко управлять частицами, создавая самые разнообразные эффекты — от моделирования анимированных массивов объектов до имитации всевозможных природных явлений, таких как брызги накатывающихся волн, дым и т.д.
Blender - Программа включает в себя большой арсенал средств для создания трехмерной графики. Так, в Blender можно оперировать системами частиц, контролировать веса отдельных частиц при текстурировании, применять направляющие при анимации и использовать внешние силы, например ветер.
Кроме того, в программе имеется симулятор флюидов, который открывает перед пользователем огромные возможности по созданию эффектов текучих тел, таких как дым или жидкости. В режиме реального времени пользователь может просчитывать физические задачи, например моделировать поведение мягких тел. Программа дает возможность редактировать NURBS-поверхности, использовать метаболы и настраивать оснастку персонажей.
ГДЕ ДОСТАТЬ?
Сразу отметим тот факт, что здесь будут рассматриваться только “честные” способы добытия программ, никаких торрентов или иных способов здесь Вы не увидете.
Maya – это программа платная и при этом очень дорогая. Но и здесь есть способ получить её бесплатно.
- Можно скачать триальную (пробную) версию программы. Минус здесь очевиден – программа даётся лишь на определенный срок (30 дней). Ссылка: http://www.autodesk.ru/product...
- Студентческая версия – у этой версии нет ограничений, кроме одного: её можно использовать только в образовательных целях, в коммерческих – не допускается. http://www.autodesk.com/educat...
Инструкция:
Нужно завести себе профиль на ЭТОМ сайте. Указываем страну, кто вы (студент, лектор, администратор школы) и дату рождения:
Далее, жмем “next”. Заполняем поля: имя, фамилия, эл. почта, подтверждение эл. почты, пароль. Ставим флажок “соглашения”. В поле пароля дожна быть: хотя бы одна буква, хотя бы одна цифра, минимум 8 символов.
Дальше, Вам на почту придёт письмо с просьбой подтвердить регистрацию. Перейдите по ссылке.
Далее нужно указать в каком учебном учреждении вы учитесь. В графе “Название” указываем “Школа анимации Animation Club”. Ставим галочки в “области обучения”. И указываем дату поступления и выпуска. Жмём далее.
Если вдруг, сайт сообщит, что такого учреждения нет, то выбираем пункт “добавить учреждение”, этот пункт появляется в графе “название” в случае ошибки. Заполните поля, как на картинке ниже.
Далее, возвращаемся на ЭТУ страницу (http://www.autodesk.com/education/free-software/maya), уже войдя под аккаунтом. Выбираем версию программы, Вашу ОС, и язык программы. Жмём “Install Now”. И потом ставим опцию “I Accept”. Жмём “Install”.
3DS MAX – всё тоже самое, как и у Maya.
- Триальная версия: http://www.autodesk.ru/product...
- Студентческая версия: http://www.autodesk.com/educat...
Blender – программа бесплатная, её можно скачать с официального сайта разработчика.
ИТОГИ
Подведём итоги, у каждой из вышеприведенных программ свои плюсы. У Maya: большое сообщество, которое всегда может подсказать и помочь; универсальность - является самой распространённой программой в индустрии анимации; легко подстраиваемый под любого пользователя интерфейс - одну и туже задачу можно решить 10 разными способами. 3ds Max чаще всего используется в игровых направлениях, особенно в мобильных играх. Blender получил распространение из-за бесплатности и открытости - пользователи дописывают к нему свои инструменты.
В сущности, каждый сам выбирает каким пакетом ему пользоваться. Главное понять простую вещь: программа - это всего лишь инструмент в руках исполнителя. Вы исполнитель, а программа - ваш инструмент. И как в аналогии с инструментами - одни инструменты могут быть удобнее и предпочтительнее других - так и с программами. Если вы только-только начинаете и не знаете с чего начать, то выбирайте Maya. Как уже писалось выше - у неё большое сообщество, и легко подстраиваемый интерфейс под любого человека.
2D ПАКЕТЫ
В 2D анимации у Вас целый простор возможностей. Вы можете работать, как и на компьютере – цифровым способом, так и аналоговым – это то, что делается в реальном мире. Самое простое – карандаш и бумага. Заострим наше внимание на цифровом способе. Тут расклад такой, самые известные и используемые программы: Adobe Flash (теперь Adobe Animate), ToonBoom, TVPaint и Anime Studio Pro. Есть ещё много других программ, но остановимся на этих. Также стоит обратить внимание, что есть много видов анимации, если брать более общие виды, то получается: 2D анимация, которая подразделяется на компьютерную и трандиционную, 3D анимация, перекладная анимация, stop-motion анимация, у которой также много подвидов, но чаще всего это куклы и пластилин. Характерно то, что все эти виды анимаций могут между собой комбинироваться и рождать новый гибридный вид.
Adobe Animate (Flash) - это целая платформа, разработанная компанией Adobe, которая используется от создания мультфильмов до создания приложений, игр, сайтов и рекламы. В целом, она похоже на многие другие программы от Adobe. Есть много общего с Toon Boom. Самое основное, что здесь есть, это таймлайн, векторная составляющая, библиотека, костная система, onion skin, технология морфинга и простые эффекты, вроде blur, glow и др.
Toon Boom Harmony - эта программа даёт вам больше контроля над вашей 2D анимацией. С этой программой вы можете выбирать, в каком из пяти различных анимационных видов вам работать: традиционное 2D, цифровое 2D, перекладная и кукольная анимация, ротоскопинг и stop-motion. Также вы можете смешивать их между собой.
Toon Boom является мировым лидером в анимационном программном обеспечении. У этой программы есть много различных версий. И эти программы являются стандартом для индустрии. Основным конкурентом является Adobe Flash Professional.
У программы есть костная-риггинг система, которая позволяет делать движения ваших персонажей более естественными. А onion Skin (калька) поможет вам лучше контролировать движения и тайминг каждой анимации, показывая вам предыдущий рисунок (кадр) под вашим текущим рисунком - это позволит вам делать более гладкие движения.
Anime Studio – Smith Micro Software делает версии Anime Studio для профессионалов (Anime Studio Pro) и новичков (Anime Studio Debut). Anime Studio Pro поможет вам претворить вашу идею в жизнь. У этой программы есть библиотека из предварительно подготовленных персонажей и коллекций, которые вы можете использовать для быстрого создания сцен. Эта программа также включает в себя что-то вроде конструктора персонажей, где вы можете предварительно загрузить пресет персонажа и начать его редактировать. В дополнение к выше сказаному, в этой программе есть возможность рисовать ваших персонажей самому, для этого есть ряд инструментов: кисти и векторные составляющие. Также программа совместима с графическим планшетом. Преимущественно используется для перекладной 2D анимации.
TVPaint Animation - программа для рисования и создания 2D-анимации. Из особенностей TVPaint Animation стоит отметить: движок для работы с частицами, Scan Cleaner (удаляет бэкграунд из отсканированного эпизода), ToonShading (работа с тенями), а также Multiplane Camera для создания комплексной анимации с использованием неограниченного числа слоев.
Процесс рисования похож на тот что и в Фотошопе. Программу отличает большое количество разнообразных инструментов.
ГДЕ ДОСТАТЬ?
Adobe Flash – эта программа платная. Но вы можете скачать её бесплатно на пробный период.
Заходим на официальный сайт программы указываем для каких целей будем использовать программу и заходим под своим Adobe ID предварительно зарегистрировавшись.
Указываем что-то вроде этого.
Регистрация Adobe ID. Жмём на “Зарегистрироваться для получения Adobe ID”. Появляется новая форма, запоняем её. Обратите внимания на поле с паролем, он должен быть не менее 8 символов, в нём должны содержаться цифры и буквы, причем, и большие и маленькие.
Появляется пошаговая инструкция установки. Дальше просто следуем указаниям.
Toon Boom Harmony – эта программа также платная. Но вы можете скачать её бесплатно на пробный период (21 день).
Заходим на официальный сайт. Выбираем какая версия нам нужна: ESSENTIALS (Базовая), ADVANCED (Продвинутая), PREMIUM (Премиум), - жмём на “Try for Free”.
Выскочит окошко с предложением зарегистрироваться для дальнейшего получения программы. Жмём на регистрацию.
Вводим данные, всё пишем латинскими буквами. Укзываем логин, пароль, имя, фамилию, страну, номер телефона и все другие поля, где есть красная звёздочка. После жмём на “Create new account”.
Появляется окошко, в котором говорится, что нужно подтвердить вашу регистрацию, для этого идём в свой почтовый ящик, и переходим по ссылке.
После нужно войти под новосозданным профилем.
Выбираем вашу операционную систему и жмем “Download”. И начинается закачка.
Anime Studio Pro – как и предыдущие - также платная. Но вы можете скачать её бесплатно на пробный период.
Заходим на официальный сайт. Указываем свою электронную почту и жмём “Download” – начинается закачка.
TVPaint – всё также платная. Но вы можете скачать её бесплатно на пробный период.
Внимание: У этой программы пробный период по времени не ограничен, но есть одно ограничение, которое может испортить вам всю работу - в ней нельзя сохраняться и на вашей работе будет водяной знак.
Заходим на официальный сайт. Указываем свои данные (запоняем жёлтые поля) и жмём на кнопку “send”. Вам на почту придёт ссылка со скачиванием.
Ссылка: https://www.tvpaint.com/demo
В вашей почте открываем письмо. И жмём на “The file you have requested is here”.
Далее вы снова попадёте на сайт, теперь просто нужно нажать на кнопку “download”. Начнётся закачка.
ИТОГИ
По аналогии с 3D пакетами - программа лишь инструмент, особенно у 2D-аниматоров. Всё будет зависеть от вас. Поэтому, лучшей рекомендацией будет: оттачивать свои навыки рисования. Это можно делать самостоятельно, а можно записаться на курсы рисования, либо походить на вечерние занятия рисунка, если таковые есть в вашем городе. Касательно программ, тут лучшим вариантом будет попробовать все программы, и уже после выбирать более подходящую для вас.
Подготовил Юрий Шевченко.
По материалам следующих сайтов:
авторизуйтесь