Гаянэ Охота работает в анимационной индустрии уже 11 лет. Выпускница Нью-Йоркского института кинематографии, она работала аниматором в студии Александра Петрова, супервайзером в компании «ДА-студия» (проекты «Сергий Радонежский», «Суворов»), менеджером в компании «Кинофирма» (проекты «Принцесса и дракон», «Два хвоста»). Сейчас она ведет в нашей школе курс «Введение в продюсирование».
Мы расспросили Гаянэ, как стать менеджером в анимационной студии, с какими трудностями он сталкивается в процессе и как эти трудности решать.
Трейлер м/ф «Принцесса и дракон»
— Немного стандартный вопрос, но — почему анимация?
— Да, это действительно часто задаваемый, но любопытный вопрос, потому что люди часто спрашивают сами себя: «Почему анимация?». Меня всегда впечатляло то, как художественные образы оживают на картинках, на экране. Это чувство, когда ты можешь создать что-то волшебное, с нуля сотворить свой воображаемый мир, новые трансформации и интересных персонажей, которых не существует в реальности. Именно желание «побыть Богом своего мира» и привело меня к анимации.
Гаянэ Охота на выпускном в институте кинематографии г. Рочестер (США)
— Касаемо обучения в США, что именно вы изучали? Был ли опыт в зарубежных проектах?
— Для штатов там достаточно классическая форма обучения. Начинали с самых азов, с истории кинематографа, разбирали основные классические фильмы, композицию кадра. Затрагивали все аспекты кинематографа — расположение персонажей, постановка камеры, введение второстепенных линий и т.д. Затем нам давали “пощупать” всё это — мы даже снимали на пленку 16 мм и монтировали всё вручную.
Совершив переход к современным технологиям, мы начали с базовых инструментов Maya и других программ для 3D-анимации, также с инструментов для 2D-анимации, таких как TVPaint/Toon Boom. А для полного осмысления своей работы на начальных этапах проходили курсы моделинга, риггинга и спецэффектов.
На первом курсе нам задали дебютный проект: сделать свой короткий мультфильм за три месяца. На втором курсе — за полгода, а на третьем – практически за год, это был уже дипломный мультфильм.
На стажировке в Нью-Йоркском музее кинематографии мы с ребятами создавали мультимедийный проект для посетителей. Я объехала почти все основные студии, где работали мои друзья, знакомые, одногруппники. Наблюдала за организацией пайплайна, за работой некоторых отделов, это было очень интересно.
— Чем занимается линейный продюсер?
— Планированием объема работы — линейный продюсер, исходя из сценария, планирует ассеты — количество главных и второстепенных персонажей, подсчет локаций, пропсов и т.д. Этот объём работы нужно распределить на задачи для исполнителей, разбить все процессы, начиная с прорисовки концептов, текстур, моделирования, риггинга, анимации, так далее и до рендера – это всё нужно расписать по ассетам, занести в специальный треккинг задач.
Весь этот объем работы нужно занести, например, в Shotgun, разбить на задачи, назначить всех исполнителей, выставить все приоритеты по задачам.
Вместе с режиссёром поделить аниматик на секвенциии, шоты, равным образом расположить их по важности исполнения и занести всё в систему управления, затем разбить на задачи. Например, «layout», «анимация», потом «clean up», «освещение», «vfx». И так раз за разом, процесс организуется в зависимости от пайплайна. Таким образом, работа линейного продюсера — это работа именно с задачами.
Также работа заключается в мониторинге проектов – ежедневном контроле над исполнением заданий в срок. Если появляются какие-то проблемы, конфликты, то их нужно разрешить. Менеджер является связующим звеном между всеми отделами пайплайна студии, он следит за тем, чтобы вся работа шла и плавно передавалась из одного отдела в другой, чтобы эта цепочка не нарушалась.
— Были форс-мажорные обстоятельства, когда всё шло прахом? Или наоборот, когда всё шло гладко и безболезненно?
— Не существует идеального проекта. Если говорить о рекламных проектах, то самое важное – это сроки. Хочешь не хочешь, но у тебя очень короткий срок и ты должен успеть сделать всё вовремя. Отчего вся команда сидит на студии сутками, особенно перед сдачей проекта.
Достаточно тяжёлым проектом был «Сергий Радонежский» в технологическом плане, мы долго определялись с технологией исполнения. Изначально мы собирались делать проект рисованным, но решили трехмерным, через какое-то время подумали добавить мокап для ускорения работы, а для живописности фонов — специфические приложения, софты. Всё это мы пытались объединить в одно целое. Технологически это был очень сложный проект, команда сталкивалась с новыми уникальными задачами, которые нужно было решить оперативно.
Тизер м/ф «Сергий Радонежский. Легенда о чудотворце»
В Кинофирме, например, создавался один проект за другим. Первый проект всегда даётся нелегко, потому что на нём оттачиваются и пайплайн, и технологии, и команда. После этого проекты уже намного легче производить, так как уже всё знакомо, отточено, остаётся только всё правильно организовать и сделать.
— А что делать в ситуациях, когда люди резко уходят с проекта?
— Никогда такая ситуация не возникает резко, значит проблема назревала давным-давно. Надо понять, в чем была причина. Может, это из-за задержки зарплаты? Если один месяц ребята могут потерпеть, второй — со скрипом, но тоже могут, но на третий — отдел может подняться и сказать: «Всё, знаете, это выше наших сил, мы просто не будем работать». Тут все понятно – либо плати деньги, либо потеряешь команду.
Быть может, дело в пайплайне. Команда страдала, исправляла задачу по 10 раз, и это им надоело.
Просто надо взять за правило, что если какой-то шот исправляется, например, больше 3-х раз, то это уже «звоночек» о том, что есть проблема. Либо техническое задание на шот неверно поставлено и, соответственно, исполнитель никак не может добиться того, что нужно, либо исполнитель недостаточно квалифицирован для такой сложной задачи. Во втором случае есть два варианта: упростить задачу, если нет подобного исполнителя, либо отдать задачу другому исполнителю.
Возможна, проблема в неподготовленных ассетах — анимируют на старой локации, а позже локация меняется и анимация уже не подходит. Аниматорам всегда нужен утверждённый «анимационный коридор», в котором должен действовать персонаж. Существуют технические возможности, такие как clean up, который может подчистить анимацию, но я всегда считаю, что доработка должна быть в пределах 10%, и ни в коем случае нельзя менять анимацию полностью. Задачи должны быть максимально финальными на момент выдачи. И именно менеджер следит за этим.
— Каким образом аниматор становится менеджером проекта?
— Не встречала тех, кто изначально планировал становиться менеджером. Я думаю, что менеджерами становятся из-за своих личностных лидерских качеств. Ты заранее видишь, если не ты возьмёшься за это, то никто другой не возьмётся. И, хочешь — не хочешь, но неизбежно становишься главным.
Возможно, тебя замечает продюсер и просит, чтобы ты стал сначала лидом, а потом занялся более широким функционалом — так, потихоньку, ты становишься менеджером.
Бывает и так, что лиду становится скучно, так как он продвинулся до определенного уровня, и ему хочется попробовать себя в новых организаторских функциях. Тогда ему дают шанс поработать супервайзером или линейным продюсером.
— А если человек хочет стать продюсером, каков оптимальный путь?
— Начать с стартовой позиции и вырастить до управляющей. Необходимо изучить процесс изнутри и на своей шкуре прочувствовать каждый этап.
Если ты хочешь стать великим менеджером, то, естественно, надо заниматься самообразованием: читать книги, посещать разные студии, делиться опытом с коллегами, посещать курсы. Многие вещи из программы MBA, такие как продажи и производство, известны в других индустриях, а у нас, к сожалению, это в новинку. Западным компаниям знакомы серьёзные инструменты управления, они могут адаптировать и применять их нужным способом именно в киноиндустрии, что облегчает работу менеджера. Ты не сидишь, не копаешься в своих экселевских табличках, не хватаешься за голову и не бегаешь с огнетушителем, чтобы «потушить пожар» в отделе, а потом — в другом. Ты всё заранее распланировал, используя нужные инструменты и просто отслеживаешь, что работа идёт своим чередом. И тогда ты вводишь инновации, чтобы ускорить производство и снизить стоимость. Ты уже создаёшь новшества на другой ступени — вот это высокий уровень менеджмента.
— Какими качествами должен обладать режиссер и менеджер, чтобы работа шла успешно?
— Менеджер должен найти контакт с каждым человеком команды, не важно, кто это, режиссер или специалист по волосам – без разницы, для него ценны все. Если у него с кем-то возникнет конфликт, то вся эта область будет проседать. Например, конфликт с режиссёром значит то, что он никогда не сможет грамотно распланировать все задачи. Режиссёр будет в другом приоритете принимать сцены — не в том, в котором просит менеджер. Самые важные качества для менеджера — коммуникативные.
На первом месте для режиссера — профессионализм и цельное видение. Всегда приятно работать с тем, кто видит всю картинку в целом. Также важна гибкость, если ввиду каких-то причин мы не успеваем сделать шоты нужного качества к сроку. Здорово, когда режиссёр идет навстречу и говорит: «Ну ладно, хорошо, давай мы пока не будем делать этот шот, оставим до лучших времен, чтобы успеть в срок». И, конечно же, добродушное отношение к людям, к исполнителям, потому что получать фидбек в грубой форме — очень неприятно, и не все исполнители способны это выдержать, поэтому необходимо быть толерантным.
— Что будет ждать студента на курсе твоем курсе «Введение в продюсирование»? Для кого он?
— Так как это уже второй курс продюсирования, то я подготовила более адаптированную программу. Придут люди со своими готовыми проектами. У них есть понимание, как написать сценарий, как сделать анимацию и т.д., но нет понимания, как организовать процесс, как сделать это с точки зрения продюсера. Поэтому всё необходимое для этого я им дам.
На входе обязательно должен быть проект, мы его разбираем на степень готовности препродакшена, прорабатываем какие-то моменты, если они сырые, затем разбираем, какая нужна команда для исполнения этого объема работы.
Мы разбиваем весь объем работы на задачи, обсуждаем, какие процессы там должны быть, затрагиваем технологии при необходимости, если у них есть связанные с этим вопросы.
Затем мы рассчитываем экономику проекта, вставляем бюджет, смету на его производство и в конце обсуждаем, как его продвигать, где брать финансирование, на какие фестивали ездить. Для этого мы приглашаем спикера, обычно это известный продюсер. В прошлый раз у нас был Владимир Николаев со студии Wizart, он часто ездит на разные фестивали, знает, как это всё проходит. На занятии он рассказывал нам про питчинг, было очень полезно и интересно. На этот раз будет уже другой спикер, мы решили каждый раз приглашать разных людей для нового опыта.
— Дайте совет будущим студентам курса.
— Нужно оголить все свои «провода восприятия», потому что новой информации будет много. Нужно приготовиться погрузиться в изучение неизвестного мира, почувствовать в себе силу, мощь, готовность сделать своё кино. И помнить, что ты можешь, несмотря на сложность, найти команду, ресурсы, финансирование, если у тебя есть желание. Всё, что необходимо для успеха — хотеть и работать!
Узнать подробнее о курсе Гаянэ и записаться > > > https://vk.cc/94wS7Q
авторизуйтесь