Здравствуйте, Арсений! Спасибо что вы нашли время на интервью.
— Когда Вы увлеклись анимацией?
— В один прекрасный день, когда мне было лет 15, я увидел анимационную короткометражку «Luxo» от студии PIXAR, про две настольные лампы. На тот момент я и не слышал о таком понятии, как компьютерная анимация. Но я был сильно впечатлен тем, насколько эти лампы были живыми и правдоподобными! Мне всегда нравилась рисованная анимация от студии Disney, но трехмерная анимация впечатлила настолько сильно, что увлекся этим ремеслом на долгие годы.
— В один прекрасный день, когда мне было лет 15, я увидел анимационную короткометражку «Luxo» от студии PIXAR, про две настольные лампы. На тот момент я и не слышал о таком понятии, как компьютерная анимация. Но я был сильно впечатлен тем, насколько эти лампы были живыми и правдоподобными! Мне всегда нравилась рисованная анимация от студии Disney, но трехмерная анимация впечатлила настолько сильно, что увлекся этим ремеслом на долгие годы.
Pixar Short_ Luxo Jr
— Учились ли Вы...?
— По окончании школы, я пошел по стопам мамы, поступил в Петрозаводскмй Государственный университет, на юридический факультет. Но компьютерная анимация занимала всё моё время. Я очень много сидел за компьютером, установил на тот момент 3D studio max (версия 4.2), а также кучу других программ по компьютерной графике, которых уже давно не существует, и пытался что-то делать. В то время не существовало никаких уроков по анимации. И даже за графическими программами приходилось ездить в Санкт-Петербург, т.к. в моем небольшом городе достать что-либо было невозможно. Изучать графические пакеты приходилось вслепую, практически методом научного тыка.
Братья по разуму 2
Когда я, слава Богу, успешно закончил университет, я уже прекрасно знал, что хочу связать свою жизнь не с юриспруденцией, а с трехмерной анимацией, и поэтому пытался найти какой-то профильный университет в нашей стране. Хотел поступить во ВГИК в Москве, но на тот момент, когда я защитил диплом юриста, приём предварительных работ уже был закончен, поэтому я попытался найти что-то аналогичное. В Санкт-Петербурге есть университет кино и телевидения, факультет «Компьютерная графика и анимация». Прием работ в этом университете еще не закончился, поэтому я очень быстро подготовил все материалы, включая анимационные ролики и рисунки от руки, и отослал им. На тот момент у меня было сделано несколько своих любительских короткометражек в 3D максе.
MegaFighting3
Ректор университета был впечатлен тем, что я уже умею делать, и меня сразу взяли на 4 курс. То есть, получается, что я отучился там три года, с четвертого по шестой курс. На факультете компьютерной графики и анимации было много занятий по классическому рисунку, но, к сожалению, 3D анимации практически не было. В основном, студенты занимались классической рисованной анимацией. За время обучения в университете, я успел сделать четыре короткометражных фильма. Первый «Зоки и Бада» я делал целый год.
Зоки и Бада
Когда-то я увидел у друга дома одноименную книгу, и мне очень понравились иллюстрации. Я сразу загорелся сделать анимационный фильм, который в итоге участвовал в огромном количестве фестивалей. Фильм «Думай головой» я сделал на пару с однокурсницей Еленой, которая была автором сценария, а также рисовала все фоны для фильма.
Думай головой
Дипломным проектом стала короткометражка «По Щучьему велению», который сделан по мотивам всем известной сказки. Интересной деталью фильма является то, что часть текстур была не просто отрисована от руки, а вышита из ниток и отсканирована. В целом, обучение на кафедре компьютерной графики оставило приятные воспоминания, но, если говорить откровенно, не дала мне большого развития в области трехмерной анимации.
По Щучьему велению
— Теперь Вы и сами преподаватель в школе анимации AnimationSchool. Расскажите, можно ли научиться анимации самостоятельно?
— Анимации самостоятельно научиться, теоретически, можно. Всё зависит от ваших стремлений и терпения. Основная проблема заключается в том, что обучиться анимации самостоятельно довольно сложно и потратить на это придется несколько лет. Почему хорошо учиться в анимационной школе? Потому что то, чему мы самостоятельно обучались на протяжении 10 лет и более, наши студенты могут научиться за гораздо более короткий срок. В наше время, в 90х годах, не существовало никаких обучающих материалов по анимации, и уж тем более школ. Поэтому приходилось разбираться самостоятельно. И многие аниматоры потратили годы на изучение как анимационных принципов, так и технических нюансов в программных продуктах. Сейчас другая проблема. Материалов огромное количество, из которых найти действительно полезных довольно сложно. В нашей школе выстроена отличная структура обучения. Все программы обучения в школе достаточно интенсивные, но зато помогают студенту стать отличным специалистом за относительно короткий срок.
Showreel 2015
— Чему вы обучаете?
— Сейчас в нашей школе существуют разные курсы, такие как разработка анимационного персонажа, и внедрение конструктивных систем в него. Так же у нас есть курсы, связанные со сценарным искусством, режиссурой и раскадровкой. Но основным направлением школы является именно обучение анимации, как классической рисованной, так и трехмерной. По программе трехмерной анимации, студент должен закончить 5 классов, каждый из который проходит в течение трех месяцев. Между курсами имеются каникулы, сроком в один месяц. По окончанию курса, студент имеет полное представление об анимации, начиная от базовых принципов, заканчивая лицевой анимацией и актерской игрой. Мы уже достаточно давно преподаем, и наша программа отточена до совершенства. Поэтому, закончив все 5 классов обучения, вы можете смело назваться специалистом. Вы пройдете все этапы анимационных знаний, которые сможете профессионально применять уже в анимационной сфере на любых проектах, на которые устроитесь.
Showreel 2016
— Что вдохновляет вас и мотивирует в работе?
— Думаю, я не буду оригинальным, если скажу, что меня всегда вдохновляли фильмы топовых студий, таких как Disney и Pixar. Особенно студия «Sony Imageworks». У них очень яркая и смелая стилистика в фильмах. Уверен, что аниматоры в этой студии получают истинное удовольствие, работая над своими шотами. Очень надеюсь когда-нибудь устроиться работать в Sony, и сейчас я прилагаю максимум усилий для того, чтобы осуществить мечту. А вообще, самым больших вдохновением для меня является то, что анимация не стоит на месте, и постоянно эволюционирует. Наша профессия уникальна тем, что никогда не надоедает. Постоянно появляются новые направления, разрабатываются новые стилистики, создаются мощные инструменты. Именно за это я люблю мою профессию. Она не наскучила мне за столько лет!
Showreel 2017
— Хотели бы создать короткометражку, а может быть вообще полнометражный фильм или сериал?
— Я бы хотел не то, чтобы создать собственный фильм, мне интересно было бы принять активное участие в работе над полнометражным анимационным фильмом, если говорить про Россию. Я уже имею опыт работы в зарубежных компаниях, и прекрасно понимаю, как нужно правильно построить производство, чтобы всё работало корректно. Мне интересно было бы построить пайплайн в студии, быть супервайзером анимационного отдела, а также работать вплотную с отделом сетапа персонажей. Но, тут есть палка о двух концах. Работая супервайзером на проекте, я практически лишаю себя возможности заниматься непосредственно анимацией. Поэтому, тут каждый решает, чем он хочется заниматься. Я уже работал на нескольких проектах в качестве супервайзера анимационного отдела, но на данный момент я выбираю должность аниматора. Как минимум до тех пор, пока не увижу на горизонте разработку потрясающего фильма, в котором продюсеров будет интересовать в первую очередь качество их проекта, и который будет способен оставить свой след в памяти и сердцах зрителей.
— Вы сейчас в Канаде, поделитесь, пожалуйста, вашими целями, причинами, и впечатлениями.
— Я глубоко убежден, что в профессии аниматора нужно развиваться без остановки, т.к. сама анимация постоянно эволюционирует. Я всегда привожу в пример анимационные фильмы «Игрушечная история 1» и «Игрушечная история 3». Невооруженным взглядом можно увидеть, как сильно шагнула анимация в своем развитии за относительно небольшой срок. Аниматор никогда не должен останавливаться на достигнутом. Именно поэтому, когда я чувствую, что дошел до определенного уровня, я нахожу для себя новую работу, в основном для того, чтобы получить новый опыт, и улучшить свои навыки. Для меня всегда на первом месте стоит студия и проекты, которые она делает, а только потом финансовая сторона. Как говорит Саша Дорогов «Занимайтесь любимым делом, а деньги сами придут». И это действительно работает. Пока есть возможность, прокачивайте в первую очередь свой опыт.
Анимацию можно условно разделить на три подвида: анимация для мультфильмов, для кино и для игр. В основном я работаю на анимационных полнометражных фильмах и на сериалах. Был небольшой опыт работы в игровой индустрии. Я всегда хотел попробовать получить опыт на больших художественных фильмах. И когда мне представилась такая возможность, я тут же ей воспользовался. Я прошел интервью в студию МРС, которая находится в Канаде и занимается производством крупнейших голливудских блокбастеров. Работа над фильмами — это для меня новый, а поэтому невероятно интересный опыт. Это испытание. Некоторые вещи, особенно связанные с пайплайном трудно понять. А о каких-то анимационных приемах, используемых в кино, я слышу впервые. Это сложно, но жутко интересно. На твоих глазах разрабатывается большой фильм, производство которого ты имеешь возможность не только видеть изнутри, но и принимать в нем самое непосредственное участие.
Так же, по волшебному стечению обстоятельств, мне повезло работать на одном проекте вместе с Андреем Евдокимовым, который является моим супервайзером. Должен отдать должное тому, как Андрей руководит процессом. Любая мелочь, казалось бы, незначительная деталь, будет терпеливо объяснена аниматору досконально, чтобы у того не осталось никаких вопросов по его шоту. Приятно работать в окружении настоящих мастеров своего дела. От студии МРС и от Канады в целом у меня только положительные впечатления. Считаю, что каждому аниматору будет полезно иметь зарубежный опыт работы, даже если вы в дальнейшем не планируете покидать Россию. Самое главное — это выйти из зоны комфорта, быть готовым переехать в другой город или страну, иметь терпение и стремление, и в итоге всё получится.
История игрушек 1/ История игрушек 3
— Скажите, пожалуйста, идея со школой AnimationSchool оправдала себя?
— Много лет назад Андрей Тренин, Марат Давлетшин, Денис Афанасьев, Иван Пшонкин и я решили создать в интернете ресурс, который мог бы объединить аниматоров со всей России. Мы стали разрабатывать социальную сеть, в которой аниматоры смогли бы делиться своими работать, комментировать их, обсуждать анимационные темы, получать ответы на свои вопросы и находить работу по соответствующей профессии. Так появился первый в России Клуб Аниматоров. Наш проект заинтересовал аниматоров, но, к сожалению, сама сеть не приносила нам абсолютно никакого дохода, и даже не покрывала расходы на оплату хостинга.
Андрей был одержим идеей создать свою школу анимации, на базе Клуба Аниматоров. Мы достаточно скептически относились к этой идеи. Сейчас я очень жалею о том, что не поддержал Андрея и не поверил в то, что из этого может что-то получиться. Андрей всю школу тянул на себе, проделал титаническую работу, и как мы видим, у него всё получилось. Школа развивается, за что ему огромная благодарность и уважение. На данный момент я в школе работаю преподавателем, и помогаю Андрею в развитии школьной программы, и самой школы в целом. В прошлом году школой был организован Слет Аниматоров. Это большое ежегодное мероприятие, которое, надеюсь станет доброй традицией встречи аниматоров со всего Мира. А вообще, у нас еще множество идей по развитию, и скором будущем мы обязательно с вами ими поделимся.
— Когда вы начали учиться в Animsquad? и закончили уже там учиться?
— Animsquad — это, своего рода, факультатив, в котором аниматоры со студии Disney, могут помочь аниматорам в работе над их шотами. После того, как я закончил работу во Вьетнаме над проектом «Звездные Войны: Повстанцы», я поставил задачу двигаться дальше. Соответственно, решил улучшить свой деморил. Сразу хочу дать совет начинающим аниматорам. Работодатели крупных студий ценят лично ваши шоты, которые вы сами придумали, сами разыграли, и полностью под свою ответственность сделали анимацию.
— Что можете посоветовать начинающим в мире анимации?
— Я могу посоветовать только то, что анимацией стоит начинать заниматься только при условии, если она вам действительно нравится, если вы действительно фанатеете от того, что видите в анимационных фильмах, хотите делать точно так же и даже лучше, хотите научиться, хотите достигать невероятных вершин, потому что анимация — это постоянное развитие. Нельзя топтаться на одном и том же месте. Нужно какое-то непродолжительное время развиваться в одной студии, и затем переходить в другую, постоянно повышая свой уровень. В России не очень сложно достигнуть неплохого уровня, но нельзя на этом останавливаться. Можно продолжить свое развитие и на зарубежных проектах, работая в качестве фрилансера.
Если у вас хороший уровень анимации, то устроиться в топовую иностранную компанию не является чем-то недостижимым. Всё в ваших руках. Полученные за рубежом знания, вы сможете применять в российских студиях, тем самым ускоряя себе подъем по карьерной лестнице. У вас должна быть настоящая любовь к анимации, ничто другое не должно вас так сильно увлекать, потому что, если вы хотите достигнуть хорошего уровня анимации, ей нужно заниматься много и постоянно. Я всем начинающим аниматорам желаю огромных успехов! Приходите к нам в школу, будем вместе постигать все вкусности, секреты и хитрости анимационного ремесла!
Арсений преподает в AnimationSchool, подробнее здесь— https://vk.cc/8fE0lc
авторизуйтесь