Сегодня у нас в гостях — Андрей Тренин, основатель школы ANIMATIONSCHOOL.RU, преподаватель, наставник и безусловно прекрасный аниматор
Стаж работы аниматором — 10 лет. Участвовал в проектах: «Незнайка и Баррабас», «Алена и Ерема», «Лягушачий рай», «Сапсан», «Морской дьявол», «Белка и Стрелка», анимация трейлеров студии GlukoZa Production – проект «Савва» (сериал «Защитники»), «Сказочный патруль».
Наработки с проекта «Савва» студия «GlukozaProduction»
— Андрей, расскажите, пожалуйста, почему вы решили стать аниматором? Что Вас привлекло?
С детства я мечтал быть аниматором. Однажды, на программу «Спокойной ночи, малыши!» пришёл аниматор. Он оживил чайку, изобразив галочки вверх и вниз на флипбуке - этот момент надолго сохранился в моей памяти. Мне спать пора, а тут галочка ожила! В итоге, галочки я рисовал там, где только можно. Позднее я разгадал принцип и начал рисовать уже не только галочки, но и всяческих персонажей, роботов и так далее. Меня было не остановить...
— Вы заканчивали специальное учебное учреждение или учились сами?
Так как учиться было негде, я поступил в «Палехское худ. училище им. Горького», где учился пять лет, но не оставлял идею стать аниматором. Это была очень хорошая база для меня, сейчас она сильно помогает. В 3D анимации необязательно уметь рисовать, но меня не покидает ощущение, что это всё-таки сыграло ключевую роль.
ВОЛК
— Расскажите, что было в дальнейшем, после училища?
Меня не раз спрашивали, что дальше, но в ответ они слышали одно и то же— хочу стать аниматором. Так вышло, что рисование иконостасов и шкатулок - было не по мне. Это было время, когда интернет был по модему, а учение онлайн было не так распространено. Не узнав, на что ориентироваться, я открыл Photoshop.
Сон / Морозко
Когда я приехал в Москву на мастер-класс по лаковой миниатюре, я стучался к художникам-мультипликаторам на студию, в усердных попытках прорваться в анимацию с моим портфолио. Это привело к тому, что я попал на студию «Солнечный Дом», благодаря Марине Лесковой (художник-иллюстратор и режиссер-постановщик анимационного кино). Она увидела мои работы и взяла прорисовщиком.
Прорисовщик был из меня никакой. После трех дней на студии менеджеры подсуетились и отправили в «FAF Entertainment», которые работали над «Незнайкой и Баррабассом». Это был первый проект, на котором я осел. Курсы, которые я проходил там, преподавала Светлана Петровна Сичкарь - художник-мультипликатор ещё советских времен. Они, вместе с Эльвирой Михайловной Масловой преподавали классическую анимацию - пушки, шарики, мячики, арки, травинки. Одновременно мы изучали и работали. У меня был крепкий рисунок, потому меня посадили отрисовывать персонажей и делать лейауты.
Последний / Катя / Михалыч
Научившись рисовать анимацию, я пересел на перекладку. Теперь меня обучал Алексей Рубцов. Он мне показал программу Moho, и научил работать в плоском пространстве, таком как 2D анимация и перекладной стиль. В течение года мы делали заставки, а позже, попали на другой проект, где я немного прокачался. Стиль перекладки показался мне любопытным.
— Андрей, когда Вы, начали изучать 3d анимацию, на что было похоже Ваше первое творение?
Но всего этого было недостаточно, потому что было очень много практики, но мало теории. Многое делалось по наитию. Я думаю, что гиперскачок, и не только у меня, у многих аниматоров в Москве произошел благодаря тому, что в столицу приехал Саша Дорогов из «Disney». У него есть большой опыт преподавания: он организовал школу в Москве, однако уехал и сейчас преподает онлайн. Он поделился многими анимационными нюансами, от которых у всех сразу вырос уровень, что стало заметно в течение года. Свой первый опыт 3D получил на проекте, который на тот момент назывался «Кракатук». Там я освоил программу Maya.
BorisLetMish
— Кого вы можете назвать своим учителем, наставником, вдохновителем?
Мы постоянно у кого-то учимся и необязательно это официальное образование. Самая полезная информация была от Саши Дорогова. Все принципы, которые он когда-то давал были важными. Ты убеждаешься в том, что они работают, испробовав их на практике. Осознание приходит со временем, нужно только повторять за такими мастерами, следить и впитывать всё, что они говорят. Сейчас я учусь, наверное, у своих коллег. Например, у Марата Давлетшина. После открытия школы анимации, мы обмениваемся знаниями, составляя уроки. Мне кажется, преподавая, я вырос на 30%. Приходилось по порядку структурировать все принципы анимации, так как необходимо было доказать, почему это работает. Теперь, анимируя персонажа, объясняю себе- почему делаю то или иное действие. Анимация получается в разы лучше, становится управляемой. Выходит так, что я воплощаю именно то, что представляю.
— Стоит ли читать профессиональную литературу и какую посоветуете?
Мне очень сильно помогла книга Ричарда Уильямса. В книге подробно раскрыта механика тела, в особенности походка. В школе мы применили его подход к обучению.
— Почему Вы решили создать школу?
Меня и Дениса Афанасьева пригласили на проект к Владу Барбэ «Утиные истории» в качестве супервайзеров по анимации. Там возникла проблема — не хватало аниматоров. Приходили ребята, которые только открывали Maya или изучали ее самостоятельно полгода. Они предлагали себя в качестве аниматоров, но это не соответствовало требованиям, мягко говоря. Тогда мы задумались над необходимостью открытия курсов. Такая практика уже была на студии “Классика”. Когда школа открывается в рамках студии, начинаются проблемы - заняты компьютеры, заняты супервайзеры, которых и так не хватает. Поэтому нам отказали в материальной помощи. Обычно приходит человек десять, бесплатно учатся и потом разбегаются по другим студиям. Поэтому этот вариант не рассматривался. Размышляя над возможностями открытия школы, я понял, что можно сделать независимую онлайн школу. Благодаря клубу аниматоров, в котором на тот момент было где-то полторы тысячи человек, она запустилась и достаточно удачно.
Fin coocing
— Это очень серьезное и трудное решение, Вам кто-то помогал?
Все началось с клуба аниматоров. На студию приходили люди и просили высокую зарплату за некачественную работу и нас, аниматоров, эта несправедливость возмущала. Тогда я предложил создать сайт, куда будут выкладывать работы и ставить рейтинг для автора и его работ отдельно. Я подговорил Дениса Афанасьева, Марата Давлетшина, Алексея Медведева, Арсения Тургулайнена и Ивана Пшонкина. Вначале, первая попытка создания сайта была неважной, Денис Афанасьев очень сильно помог с дизайном, ребята моделировали. Прошел год, второй, сайт перешёл на другой движок. Вскоре ребята оставили это дело, занимаясь анимацией. Я продолжал развивать клуб: собирал контент и выкладывал, а люди подписывались. Мы начали работать ВКонтакте, и сообщество стало быстрее расти. Когда я открывал школу, то позвал ребят снова и предложил преподавать. Все отказались, так как были заняты. Марат сказал, что это интересная идея, и посоветовал начать со скайпа. А мне хотелось, чтобы было официально, серьёзно и по-масштабнее. Пришлось одному собрать и запустить первый класс. Первые два потока собрались сразу, благодаря клубу. Все прошло успешно. Я хотел учить именно так, чтобы на студии люди были востребованы.
— Вы довольны тем, что создали школу?
Да. Сейчас это моя основная деятельность. Работаю над развитием и качеством преподавания в школе.
— Вы считаете школа развивается в правильном направлении?
Я думаю, да. Самое интересное, что сейчас к процессу присоединилось очень много хороших ребят, и мы все идем к одной цели - развиваем школу. Мы упаковываем, конвертируем знания, добиваемся результата от студентов. Есть понимание, зачем это, для кого это и то, что мы делаем — хорошее дело, нам пишут благодарности - это приятно. Спасибо тем ребятам, которые считают нелишним написать хороший отзыв, для нас он также важен как и негативный. Это заставляет нас исправлять недостатки в работе. Потому, попрошу вас всех, у кого появятся какие-либо комментарии к нашей работе, пишите нам, мы обязательно отметим.
— Вы работаете над каким-то проектом?
Работая на студиях, понял, что сидя на окладе начинаешь лениться. Понимая, что платят за определенный объем, дальше начинаешь филонить. Аниматор должен работать сдельно. Во-первых не расслабляешься, во-вторых делаешь норматив. В дальнейшем перешел на фриланс. Сейчас делаю анимацию уже только для себя, потому что мне пришлось сделать выбор: фрилансить или заниматься школой. Потому что не получится угнаться за двумя зайцами. Я сделал выбор в сторону предпринимательства. Считаю, это было правильное решение. Когда выбор был сделан, мы совершили небольшой подъем - увеличились и открыли новые направления. Я стал больше времени уделять школе, и стал больше анализировать анимацию, иначе к ней относиться, у меня появилось время на структурирование, и создание новых лекций, а также на развитие YouTube канала.
— Мотивируете ли вы себя?
Приятно осознавать что делаешь полезное дело. Человек пришёл, получил знания, доволен, еще и индустрия нашла боевую единицу, всем хорошо, все Win - Win. Мне кажется я просто не могу не делать это.
— Есть ли у Вас свой девиз?
Win - Win. Чтобы все были победителями. Каждый что-то получил для себя.
— С какими трудностями сталкиваетесь в работе?
В основном это ресурсы, откуда их брать и как их правильно организовать между собой. А ресурсы — это люди и деньги. Не хватает человеческих ресурсов. На данный момент наша основная потребность это люди, которые выполняют определенные функции. Сейчас мы продумываем нашу организационную схему изнутри, чтобы за каждым отделом или за каждой функцией был закреплен определенный человек. Который бы с ней справлялся, чтобы это был не лишний человек, он был бы заинтересован и мотивирован. Также нас не устраивает то, что мы сидим на разных платформах. Однако, есть одна идея, которую, возможно, к осени мы сможем ее реализовать.
— Какие дальнейшие планы развития школы?
Могу сказать цели, которые мы поставили: видеожурнал - канал YouTube на котором мы будем сидеть, но, если YouTube не будет снова ставить палки в колеса, банить контент, закрывать нам на девяносто дней трансляцию. Может быть мы перейдем на другую платформу. Идея с видеожурналом - это стрим всех мастер-классов, бесплатный для всех, обсуждение и раскрытие новых тем. В общем, развитие анимационной индустрии. Видеожурнал почти уже сформировался, он будет в основном на волонтерах. Бутик ригов для 3Dшников, где будут скелетоны, скрипты, риги и многое другое. Бутик, в котором можно будет за недорого приобретать себе в работу персонажей. Сейчас уже сделали четырех персонажей, с классной боди механикой. Еще система наград и достижений.
Мы поняли, что сильно ребят сильно мотивирует оценка качества их обучения, у нас сейчас уже есть те, кто получают медали, за отличное выполнение задания и выполнения его в срок. Помимо скидок на учёбу и других плюшек, ты получаешь на экваторе (на середине обучения) review от голливудского аниматора, по своим сделанным работам. Мы также хотим запустить курсы на английском языке. У нас есть голливудский преподаватель, почему бы ему не преподавать на английском языке? В мире, надеюсь, тоже найдутся люди, которые захотят пройти мастер-класс, например, у Джозефа Холмарка, по мультяшной анимации.
Оцифровка, оптимизация. Нужно переписать 50% лекционного материала по 3D, потому что изменился функционал в Maya. Провести слёт осенью, мы сейчас его готовим, но спикеров пока не буду раскрывать, половина тех, кого мы и хотели уже согласилась. Они крутые, из клёвых студий.
— В октябре планируется Слет аниматоров, расскажите о цели мероприятия и что будет нового в этом году? Программа как-то изменится?
Мы учитывали всё, о чём нам говорили участники прошлого слёта. Во-первых, будет место, мы его назвали - meeting point, место, где можно будет общаться со спикерами. Спикеры будут после своего выступления выходить в эту зону и дальше уже беседовать прямо в этом месте с участниками. А то, как правило бывает, все начинают ломиться в гримерку, а там места нет. И мы для этого сняли целых 100 квадратов. Там будут стоять диванчики для комфорта.
Спикеры выступят в Главном зале, а в других залах будут Мастер-классы и Экспо, куда будут приглашены эйчары студий, партнеры, там будет мини-выставка для аниматоров. Мы даже думали пригласить эйчаров с иностранных студий. Может быть, в качестве эйчаров выступят спикеры, которые приехали из других студий. Идея в том, чтобы они приехали не просто выступить, а захантить кого-нибудь. Вот поэтому все ребята, которые хотят устроиться на работу и показать своё портфолио, смогут отправить свое портфолио на определенную почту, и она будет сохранена. Они смогут прийти со своими флешкой, визиткой, резюме и всё это отдать нам, чтобы это можно было показать аниматору или эйчару студии.
Плюс к этому пройдут разные активности, (внутренние конкурсы) чтобы люди между собой общались, подходили к стойкам с эйчарами, рисовали и делали анимацию и получили много мотивации от крутых спикеров, будут игры и призы. В общем, это слет-практикум, цель которого собрать профессионалов в одном месте, это будет 29 - 30 сентября в ЦДХ.
— В прошлом году было много посетивших Слёт, вы были приятно удивлены?
Изначально нам сказали что мы не соберем 500 человек, так как на Слёте не все были аниматорами, но мы собрали почти 600. На данный момент мы планируем собрать 600 плюс. В этом году мы учли ошибку прошлого, в котором было много 3D контента и совсем не было 2D. В этот раз будут представлены 2D и 3D аниматоры, а также продюсеры, режиссеры, иностранные аниматоры и поэтому, полагаю, будет интересно всем. Плюс к этому подключим мастер-классы по наброскам, манге, флипбукам, и скетчбукам.
Мы не проведём онлайн трансляцию, но все самое интересное запишем. Конечно, если Марат Давлетшин расскажет об интересных вещах и попросит нас не записывать, то не будем. В основном мы хотим, чтобы люди, не просто смотрели, а контактировали между собой. Поэтому лучше приехать, познакомиться, набрать себе визиток, договориться о том, чтобы прийти на студию.
Мы хотим собрать партнёров анимационных студий, чтобы они поставили свои столики, к которым можно подойти за информацией, и мы увидим сколько их. Ребята, которые фрилансят, или хотят фрилансить, найти работу, смогут напрямую пообщаться с этими партнерами. Сейчас мы ищем VR специалиста по анимации, чтобы пригласить его на сцену и услышать как рисуют анимацию в VR.
— Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по профессии аниматор?
Любой навык развивается. Хорошо, когда на старте человек рисующий. Он уже визуал изначально. Всё воспринимает через картинку, не через звук, не через логику, а именно через картинку. Поэтому, когда он делает что-то, он делает это красиво. Однако ребята, которые учились на юристов, менеджеров также приходят в анимацию и в дальнейшем делают красиво. Внутри воспитывается вкус. Ключевой навык - это насмотренность, рисунок, далее чувство ритма, потому что ритм присутствует во всем и сильно на всё влияет. А ещё актерская игра, психология в какой-то степени. Если делать разные психологические сцены, то нужно понимать, где переиграл, а где не доиграл, почему персонаж так сидит, знать и понимать все жесты. Также аниматору важно быть коммуникабельным. Будет общаться, будет быстрее расти.
— Как вы воспринимаете критику сейчас и как это было раньше?
Критика всегда не нравится, но это, наверное, самое полезное и самое нужное, что может быть. Конечно, к ней нужно по-доброму относиться. Я хорошо к ней отношусь, люблю критику, но в небольших количествах. Поем этой критики, пойду переваривать, мне будет плохо, но я знаю, что это полезно.
— Было ли у вас в жизни, что не укладывались в дедлайн? Если да, то что посоветуете делать в подобной ситуации?
Да было, никогда не забуду -«Сказочный патруль». Я был супервайзером по анимации, и у меня было три аниматора. Один удаленно, второй в отпуске, третий еще в «Scream School» учится в первом классе, а нужно закончить было за три недели девять минут анимации нового сериала, в котором конь не валялся, и при низких расценках на анимацию. Набрал 13 аниматоров и из них было 9 студентов. Правки делал как на курсах -видеотрансляцией, правда 30 % я ещё правил вручную, но в целом мы вышли на скорость 30 секунд в день. Мы успели, за счёт студентов, и, как мне кажется, за счёт того, что правки были записаны на видео. Это случай на проекте. А когда я сам анимировал шот -просто сидишь и делаешь, отключаешься полностью от мира и анимируешь. Существует принцип, который называется 60%. Это когда ты отправляешь неплохую анимацию, несмотря на то, что её можно еще доработать. И это может прокатить.
Сказочный патруль
— Андрей Вы занимаетесь школой, преподаете и ведете курсы, работаете, скажите, Вы спать успеваете?
Да успеваю, только благодаря тому, что у нас команда. Занимаюсь только тем, как я считаю, что я делаю хорошо — преподаю и собственно принимаю решения вместе с командой. В остальном, каждый делает свое дело. Только благодаря этому, получается всё успевать. Я успеваю преподавать, но не все, сосредоточился на втором классе.
— Мы понимаем, что Вы очень занятый человек, но работа аниматором — "сидячая" работа. Вы занимаетесь спортом или может быть есть хобби?
Разумеется. Если ты занимаешься спортом, у тебя есть энергия, энергия — это твое ресурсное состояние. А в хорошем, здравом состоянии ты принимаешь правильные решения. Если хорошее настроение, то придумаешь что-то стоящее, если у тебя плохое настроение, соответственно, идеи твои такие же. Спорт очень сильно помогает. Я занимаюсь единоборствами, это джиу-джитсу. На этих соревнованиях в «UAEJJF Moscow International Pro 2018» получил бронзу. Спорт очень важен для человека, который много сидит. Поэтому всем рекомендую, если кто-то сидит и ничего не делает - пора что-то менять.
UAEJJF Moscow International Pro 2018
— Нужен ли английский язык в сфере 3Д анимации? На каком уровне его знаете Вы?
Нужен, и стыдно признаться он у меня на нулевом уровне. Я всегда пользуюсь костылями какими-то, чтобы общаться и переписываться с людьми. Я изучал английский онлайн и считаю, что это самый лучший способ.
— А Вы планируете создавать свои мультфильмы? Создать команду и начать творить?
Перед тем как открыть школу, начинал создавать свой мультик, но потом передумал. Сначала было желание сделать свое кино ради амбиций. Сейчас другое отношение к этому, мне не важно, что это будет моя идея, мне хочется, сделать его как проект. Как например, Алексей Медведев. Сейчас он презентует фильм, в рамках студии «Wizard Series». Он смог организовать фильм. С этой точки зрения мне интересно: найти денег на это дело, найти исполнителей, автора, всё это склеить между собой, запустить процесс и довести его до конца. С этой точки зрения мне интересно было бы сделать, но сейчас пока цели себе такой не ставил.
— Насколько развита анимация в России по сравнению с другими странами?
Как мне кажется, 5% от развитости остального мира. У нас слабо развит рынок, поэтому есть куда расти, есть чем заниматься.
— Андрей, спасибо огромное за интересный и полезный разговор. Что бы Вы пожелали и о чем предупредили тех, кто начал осваивать эту интересную профессию?
Я вас поздравляю! Это совсем не скучно. Когда я начинаю читать какой-нибудь договор или смотрю какую-нибудь смету, я засыпаю, не представляю, как люди этим постоянно занимаются. А в анимации у тебя вкусный чаёк, включена музыка, ты создаешь вокруг себя творческую атмосферу и творишь. Создаешь какой-то мир, который тебе нравится и он оживает на твоих глазах. Я думаю, что это одна из самых лучших профессий, которые только могут быть. Поэтому поздравляю!
Ознакомиться с курсами школы AnimationSchool.ru можно на странице >>>
Если нужна помощь или более подробная информация, не стесняйся, пиши нам на почту info@animation-school.ru
авторизуйтесь