В начале июля вышел первый трейлер фильма «Мулан» от Disney — ремейка одноимённого мультфильма от той же студии. В России, как и на Западе, многие зрители возмущены тем, что в фильме не будет ни дракона Мушу, ни знакомых всем песен, ни многих других элементов оригинала. Однако же в Китае всё наоборот — новый трейлер приняли хорошо.
В то же самое время китайские зрители просто на дух не переносят оригинальный диснеевский мультфильм, хотя в остальном мире его помнят и любят.
Всё дело в том, что этот мультфильм — экранизация одной крайне известной китайской легенды, которую, по мнению китайских зрителей, сильно исказили.
Легенда о Мулань
В оригинале главную героиню зовут Хуа Мулань — да, именно так принято называть её в переводах с китайского. Вообще имя «Мулань» означает «магнолия».
По некоторым версиям, реальная Мулань жила в эпоху противостояния империи Северного Вэй с жужанским каганатом — то есть где-то между 386 и 533 годами нашей эры. Правда большинство историков всё же подвергает сомнению само существование Мулань и утверждает, что это — чисто мифический образ.
Первые тексты об этой истории не сохранились. Так что самый ранний дошедший до нас вариант истории о Мулань записан Го Маоцянем в XII веке в его знаменитом сборнике юэфу — традиционных китайских лирических поэм.
В этой поэме рассказывается история девушки Мулань, которая, тайно переодевшись мужчиной, пошла в армию вместо своего старого больного отца, чтобы спасти его от неминуемой гибели от армейской жизни. В течение двенадцати лет Мулань сражалась на войне, завоевала огромное число наград и даже дослужилась до поста генерала — но так и не раскрыла никому в войске своего секрета.
После долгой и верной службы Мулань император предложил ей пост придворного чиновника — но она отказалась. Вместо это героиня попросила быстроногого верблюда, чтобы вернуться в родной дом, который давно не видела.
Уже у себя дома Мулань облачилась в свои старые одежды и предстала в таком виде перед изумлёнными сослуживцами, дивившихся тому, что все эти годы воевали бок о бок с женщиной.
В этой истории отражён целый ряд идеалов конфуцианства — учения, фактически определившего мировоззрение многих китайцев на протяжении тысяч лет. К примеру, Мулань в этой песни проявляет два из пяти главных качеств благородного человека — Жэнь и Синь, человеколюбие и искреннюю доброту. Кроме того, она придерживается других важных принципов для конфуцианцев: Сяо, почитание родителей, Чжун, верность, и Юн, храбрость.
Главное новшество, которое привнесла эта песнь в китайский фольклор — одно из первых упоминаний в китайской истории идей о равенстве между мужчиной и женщиной. Раньше конфуцианские благодетели в художественных произведениях были применимы практически исключительно к мужчинам, а женщин никогда не изображали в качестве воинов.
"Заяц-самец в новолуние стремительно бежит, а самка — дремлет.
Но когда два зайца бегут бок о бок, как вы узнаете, какого они пола?"
Отрывок песни о Мулань. Перевод стихов с китайского от Евгения Любарского
Существует ещё множество других вариантов истории о Мулань.
В XVI веке в пьесе «Женщина Мулан заменяет своего отца и идёт на войну» драматург Сю Вэй расширил знакомую историю. Хотя в оригинале не было и намёка на романтику, автор решил сделать Мулань не только образцовой дочерью, но и идеальной женой, чтобы ещё сильнее приблизить её к традиционным идеалам.
В его версии, помимо уже традиционного рассказа о том, как Мулань с детства училась ратному делу, говорится про то, как она изучала классическую китайскую литературу. Это в конечном итоге позволило ей познакомиться с императорским чиновником-конфуцианцем Ваном Сисюном и выйти за него замуж.
Кроме того, в пьесе ярко расписывается то, как Мулань хорошо вышивает и то, как после долгих лет походов она при помощи таинственного эликсира вновь сделала свои ноги миниатюрными — что тогда было признаком большой красоты. Всю оставшуюся жизнь девушка посвятила карьере мужа.
В популярном романе 1695 года «Роман о Суй и Тан» за авторством Чу Ренхуо хоть Мулань и не главная героиня, ей всё же отведена достаточно важная роль в сюжете.
В книге действие перенесено в 604-617 года, когда империя Суй воевала с тюркским каганатом. Сама Мулань была ханькой, то бишь китаянкой, только наполовину — и то со стороны матери. А её отцом был тюрок, так что в этой версии сюжета она пошла служить тюркскому кагану.
Однажды Мулань проиграла сражение ханьскому генералу — женщине Ду Цзаннань — и та её взяла в плен. Со временем Ду узнала о том, что Мулань на самом деле женщина, и в итоге подружилась с ней. После того, как Мулань поклялась служить Ду Цзаннань, генерал отпустила воительницу на родину, чтобы она там передала письмо возлюбленному Ду.
Дома Мулань узнала от младшей сестры, что за время её походов отец уже давно умер, а мать успела выйти замуж за другого. Кроме того, каган, прознав о секрете Мулань, затребовал девушку-воительницу к себе в наложницы.
От безысходности Мулань зарезала себя ножом у могилы отца.
В ту же эпоху Цинь появился роман «Биография выдающейся Мулань», где на первый план вышла не верность отцу, а верность самому императору.
По сюжету романа, Мулань после многочисленных сражений не вернулась домой, как в оригинальной песне, а продолжила службу у императора с почётным титулом «генерал Учжао». Правда, вскоре её недоброжелатели пустили слух о том, что императора должен погубить человек, чьё имя начинается на «У».
Мулань, чтобы доказать свою преданность императору, у него на глазах вырезала и вырвала своё сердце из груди. Правитель, горюющий о смерти столь верного человека, в честь неё построил святилище.
В 1850 году появился роман Чжана Шаоцзяна «Удивительная история преданной женщины периода Северной Вэй, прошедшей сложные испытания», изменивший многое во всем знакомом сюжете. Например, теперь Мулань была показана чувственной девушкой, а история полнилась эротизмом и похабными шутками.
Если раньше сюжеты о Мулань были довольно приземлёнными и в них не было никакого волшебства, то теперь воительница регулярно молилась на поле боя божеству Ли Цзину, чтобы получить магические силы для борьбы с врагами.
У Мулань с самого начала есть жених по имени Ван Цингюн. Правда, в армии в героиню влюбилась генерал Лю Ванхуа — и вынудила её жениться на себе. Только в первую брачную ночь Лю открылась тайна Мулань — после чего они обе объявили друг друга кровными сёстрами.
В конце концов всё закончилось браком Вана Цингюня и с Хуа Мулань, и с Лю Ванхуа. А в финале описана откровенная постельная сцена Вана со своими жёнами.
Так легенда о Хуа Мулань претерпела самые разнообразные трансформации: она успела побывать и романтической историей, и трагедией, и пафосным романом о верности императору, и похабной книгой о девушке-волшебнице. Но в любой из этих версий Хуа Мулань олицетворяла собой традиционные конфуцианские добродетели — просто в каких-то историях на первый план выходили одни, в каких-то другие.
Китайские экранизации
Такая известная во всём Китае история не могла не послужить источником вдохновения для кинематографистов. Так что первая экранизация легенды о Мулань вышла уже в 1927 году под названием «Мулань идёт в армию».
Но куда большую известность получил другой фильм с тем же названием из 1939 года.
Это было тяжелейшее время для Китая. Страну раздирали внутренние противоречия между различными политическими группировками. Второй год шла тяжелейшая война с Японией, сопровождавшаяся геноцидом китайского народа. Чего только стоит знаменитая Нанкинская резня 1937-го, когда японцы соревновались, кто первым зарежет мечом сотню безоружных китайцев.
В таких условиях в Шанхайской киностудии решили сделать из Хуа Мулань символ Китая и наполнить историю о ней аллюзиями на японо-китайскую войну. В фильме Мулань объединяет своих товарищей, наказывает предателей-генералов и в конце концов даёт отпор захватчикам.
Фильм ждал оглушительный успех и всенародная любовь. С тех пор образ Мулань для китайцев сродни образу Жанны д'Арк для французов — то есть служит символом патриотизма и единства нации.
О персонаже Мулань не забывали и позднее.
В 1964 году вышел фильм «Девушка-генерал Хуа Мулань», а в 1994 году — «Сага о Мулань». Оба фильма — экранизации пекинской оперы по мотивам знаменитой легенды. Сюжеты предельно приближены к оригиналу — правда, с добавлением любовных линий, в финале которых Мулань выходит замуж.
Следующим большим фильмом о женщине-воине стал «Мулан» (Hua Mulan) 2009 года. В нём хоть и сохраняется общая схема сюжета первоисточника, но всё куда сильней приближено к реальности. Война оказалась для Мулань полнейшим адом, полным жестокости и смерти её друзей.
От увиденного зрелища девушка страдает, но продолжает воевать из чувства долга и из-за понимания того, что если она всех подведёт, то смертей будет ещё больше. В итоге, она становится генералом, что готова посылать огромные толпы воинов на верную гибель, чтобы спасти ещё больше людей.
Даже любовная линия тут показана с точки зрения конфуцианской морали. Сначала принц говорит влюблённой в него Мулань, что она должна забыть о любви на войне и постоянно помнить о долге, чтобы не допустить новых жертв из-за её необдуманных поступков. А в финале уже Мулань наставляет влюблённого в неё принца, что он просто обязан соблюсти все обряды и традиции, чтобы положить конец войне — хотя это означает, что он должен жениться на другой.
Хоть легенда о Мулань и продолжала изменяться в XX и XXI веках благодаря кинематографу, но всё равно не растеряла традиционных китайских ценностей, продолживших играть огромную роль в сюжете.
Правда было ещё несколько интересных и очень странных примеров, когда первоисточник кардинально меняли. Например, в гонконгском мультфильме 1998 года все персонажи заменены на насекомых. А в итальянской анимационной экранизации 1998 года есть говорящая черепашка, мгновенно превращающаяся в огромную черепашку-ниндзю. Но эти работы вряд ли стоит воспринимать серьёзно.
Первая диснеевская экранизация
В конце 1993 года во флоридском отделении студии Disney решили снять короткометражный мультфильм под названием «China Doll». Сюжет короткометражки рассказывал историю угнетённой и несчастной китайской девушки, которую английский принц увлёк с собой на Запад обещаниями, что уж там-то она должна быть счастлива.
В какой-то момент детский писатель Роберт Д. Сан-Суси, с которым консультировалась студия по поводу сюжетов мультфильмов, предложил студии сделать полнометражный анимационный фильм по мотивам легенды о Мулань. В итоге было решено совместить два проекта: мультфильм о Мулань и «China Doll».
Сперва из этого проекта хотели сделать комедию в стиле фильма «Тутси», где главный герой вынужден был постоянно переодеваться в женщину, скрывая от всех, даже от своей любимой, что он на самом деле мужчина. Продюсер Пэм Коутс настаивала на том, чтобы сделать сюжет, приближенный к оригинальной легенде.
Но авторы в конце концов пришли к компромиссу. Героиню сделали более самоотверженной, основа сюжета осталась, как в оригинале, а режиссёр Бэрри Кук предложил добавить двух комедийных персонажей: маленького дракона и сверчка.
Для пущего китайского колорита было решено приблизить стиль мультфильма к традиционному дизайну эпохи династии Мин и Цинь — картин династий Вэй и Суй сохранилось не столь много.
Такое внимание Disney к восточной тематике было ещё и из-за того, что студия была заинтересована в громадной китайской аудитории. Благодаря Китаю она получила большую долю сборов «Короля льва» и «Аладдина».
Правда, с прокатом в Китае у Disney всё пошло наперекосяк.
В 1997 году студия проспонсировала съёмки фильма «Кундун» о четырнадцатом далай-ламе. В нём было полно критики китайского правительства и пропаганды тибетской независимости. Из-за этого в Китае решили устроить бойкот диснеевским фильмам: из десяти голливудских картин, что допускались до широкого проката в стране, вообще не было фильмов, к которым Disney имела хоть какое-то отношение.
В Disney сумели уладить конфликт только спустя год после мировой премьеры «Мулан». Мультфильм допустили до показа в Китае — но только для ограниченного проката. К тому же, тогда по всей стране уже давно ходили пиратские диски с этим мультфильмом.
Но даже отсутствие пиратства и своевременный широкий прокат не спасли бы диснеевскую ленту от полного провала в Китае. Зрители были сильно недовольны тем, как на Западе показали легенду о Мулань.
Им не нравилось, что вместо бескорыстного желания спасти своего отца, патриотизма и чувства долга теперь главное, чем руководствовалась главная героиня — желание чего-то добиться, доказать, что она может достигнуть чего-то серьёзного в патриархальном обществе. Китайцы даже начали звать её «Ян Мулань» — «западной Мулань», чтобы подчеркнуть её чуждость. Хотя даже замена фамилии героини с Хуа на Фа в самом мультфильме подчёркивает это.
Кроме того, многих китайских зрителей возмутил дракон Мушу. Мало того, что он был назван в честь американского блюда, которое подают в ресторанчиках китайской кухни, так и ещё он ведёт себя абсолютно не как китайский дракон. В китайской мифологии драконы — величественные существа, которые никогда не лгут и не пытаются самоутвердиться.
Вторая диснеевская экранизация
Теперь ощутимую часть сборов диснеевских блокбастеров делают именно китайские зрители. Кроме того, Disney в прошлом году совершила сделку с Alibaba и вышла на рынок китайских стриминговых сервисов. Так что теперь Disney как никогда раньше заинтересована в китайском рынке.
Поэтому авторы ремейка мультфильма решили сделать «ставку на реалистичное прочтение» легенды о Мулань. Тон фильма теперь приближен к китайскому героическому кино вроде «Битвы у Красной скалы», так что песен там больше нет. Также там теперь нет юмористических сайдкиков, а дракона Мушу заменила птица феникс. Даже фамилия у главной героини теперь наконец-то Хуа, а не Фа.
И все эти изменения понравились китайской аудитории.
Правда, всё же нашлось несколько деталей в первом трейлере, которые раскритиковали в китайской социальной сети Weibo.
К примеру, по сюжету главная героиня — подданная империи Северная Вэй. Но при этом её семья живёт в тулоу, доме круглой формы из земли, кирпича и глины. Проблема в том, что эти дома строили исключительно на самом юге Китая — да к тому же это начали делать только спустя столетия после падения Северной Вэй.
По мнению некоторых китайцев, такое пренебрежение их культурой оскорбительно. Но всё же большинство пока относится к новой экранизации истории Мулань куда более лояльно, чем к диснеевскому мультфильму.
***
За столетия легенда о Мулань не раз менялась. В разные годы её подавали как историю о преданности родителям, о патриотизме, о любви, об ужасах войны. Disney в своём мультике 1998 года показал через неё становление героини, её желание самореализоваться — китайская аудитория такое вольное обращение с первоисточником не оценила. Впрочем, у фильма 2020 года есть шанс всё исправить: там, судя по всему, с изначальной легендой обращаются чуть более бережно. Другой вопрос, как это примет западная аудитория.
Источник - https://dtf.ru/cinema/58214-le...
авторизуйтесь